3.7.jpg

Нам под силу решение любых задач

Завершается 2013 год. Каким он был для Мурманского морского пароходства, что удалось достичь, а что запланировать на будущее, рассказал генеральный директор компании Александр Медведев.

- Александр Михайлович, каковы показатели работы компании за 2013 год?

- Год еще не закончен, но уже сегодня можно говорить о положительных результатах финансово-хозяйственной деятельности пароходства за 2013 год. Подтверждением тому является задел, который  получен по результатам работы компании за 9 месяцев 2013 года. Чистая прибыль по балансу за 9 месяцев составила 205,4 миллиона рублей. На этот показатель в значительной мере влияет курс доллара США, поэтому могу сказать пока, что ожидаемый результат будет положительным.

- Не секрет, что в последние годы ОАО «ММП» показывало не лучшие результаты финансовой деятельности, вызванные рядом объективных причин, в том числе мировым экономическим кризисом. Однако, несмотря на продолжающийся кризис, ситуация изменилась. Каким образом удалось этого достичь?

- Пароходством было разработано несколько эффективных программ, связанных с оптимизацией структуры управления и снижением затрат на содержание непроизводственной сферы, повышением управления активами, энергосбережением, и ряд других, которые существуют не просто на бумаге, а успешно реализуются. Приведу примеры. Практически снижены управленческие расходы на 26,5% по сравнению с 2012 годом, эффективность от энергосберегающих программ, в том числе за счет экономии топлива, составила порядка 5 миллионов долларов США (против бюджета). За этими сухими цифрами стоит колоссальный труд рабочего коллектива компании, исполнительных органов и совета директоров.

- Каков объем грузоперевозок в целом по году? Изменились ли направления транспортировок, номенклатура грузов?

- Общий объем перевозок грузов существенно не изменился. В целом выросли объемы перевозок в каботаже танкерным флотом. Работа в Арктике остается приоритетным направлением деятельности компании.  Специализированный для работы в ледовых условиях флот перевозит грузы различной конфигурации и классификации в арктические регионы. Третий год подряд мы осуществляли северный завоз грузов для ГУП ЗАО «Чукотснаб». В этом году нашими танкерами на Чукотку было доставлено более 80% от общего количества топлива, которое государственное предприятие поставило в округ. Кроме того, в эту навигацию ММП удалось увеличить практически в два раза объемы дополнительных перевозок нефтеналивных грузов в арктические портопункты, которые осуществлялись вне договора с ГУП ЧАО «Чукотснаб». Помимо этого продолжается работа наших судов в самой южной части Земли. В рамках договора с Национальным Центром Антарктических и Океанских Исследований (NCAOR) министерства Науки о Земле при Правительстве Индии теплоход «Иван Папанин» доставит участников индийской антарктической экспедиции к берегам Антарктиды. Судну предстоит выгрузить топливо и сменить зимовочный состав станции «Бхарати», расположенной в районе Larsemann Hills. В целом, в географии грузоперевозок не произошло глобальных изменений. Пароходство продолжает перевозить уголь, апатит из северных портов (Мурманск, Архангельск, Кандалакша) в Европу. Балкерный флот компании осуществляет транспортировки сырья в Средиземном и Черном морях. Стоит отметить, что в этом году существенно возросло количество рейсов на Ямал.

- Вот об этом хотелось немного подробнее. Компания второй год участвует в ставшем международным проекте «Ямал СПГ» наряду с мировыми гигантами нефтяного и судоходного бизнеса. Что позволяет пароходству выдерживать высокую конкуренцию?

- Мы осуществляем доставку грузов в строящийся порт Сабетта группой компаний. Тесное взаимодействие с дочерним предприятием «Северное морское пароходство» и взаимозаменяемый тоннаж позволяет нам оперативно принимать решения и удовлетворять потребности наших заказчиков качественно и в срок. Флот группы имеет усиленный ледовый класс, суда оборудованы кранами, что позволяет осуществлять самовыгрузку на необорудованный берег. Имея в наличии несколько видов морской техники, группа компаний оказывает комплексные услуги своим заказчикам. Учитывая высокую квалификацию специалистов-моряков, наработавших колоссальный опыт в северных широтах, у пароходств не возникает трудностей в реализации поставленных задач.

- Какими интересными проектами запомнился этот год?

- Одним из успешных проектов ММП является работа ледокола «Владимир Игнатюк». После работы на американской станции на Южном полюсе, ледокол обеспечивал сейсмическую разведку в акваториях Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Нынешним летом пароходство возобновило работу с компанией «РусГидро». Суда и вспомогательный флот компании осуществили транспортировку, загрузку-выгрузку и сложнейший монтаж в открытой акватории инновационной волновой станции «ВОЛ-НЭС-30». Слаженная работа всех экипажей позволила успешно осуществить данный проект. Одним из перспективных направлений деятельности компании является работа вспомогательного флота. Плавкраны ММП участвуют в морских инфраструктурных нефте-газовых проектах, в том числе дважды выполняли работу в порту Сабетта по перегрузке грузов с морских барж для строящегося порта. Плавкраны востребованы в акватории Кольского залива. За последние два года с помощью плавтехники ММП был выполнен ряд масштабных работ по дноуглублению и реконструкции объектов министерства обороны, судоподъемных операций.

- ММП остается крупнейшей транспортно-логистической компанией на Северо-Западе. Каково участие компании в развитии региона?

- ММП участвует во многих региональных проектах. Наш пассажирский флот выполняет заказ министерства транспорта, обеспечивая перевозку грузов и пассажиров на социально значимой линии Мурманск - ЗАТО Островной. Вспомогательный флот активно задействован в создании необходимой береговой инфраструктуры как в самом Мурманске, так и за его пределами. Весной 2013 года СПК 21/35 была произведена перегрузка оборудования в Мурманском рыбном порту, а также очистка акватории от техногенного мусора. В октябре СПК 14/16 в рамках проекта реконструкции Мурманского морского вокзала осуществлял работы по доставке инертных грузов и обратной засыпке сеяного песка в зашпунтованное пространство пирса дальних линий. Сегодня в свете начала реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» мы уверенно заявляем, что обладаем всеми необходимыми мощностями. Имея в своей структуре строительные дочерние компании, у которых в арсенале достаточные производственные и технические ресурсы, пароходство готово участвовать на всех этапах реализации проекта. Мы участвуем и будем участвовать во всех тендерах, где можем предложить свои услуги. И продолжаем работать над диверсификацией производства и повышением использования своих активов.

- В современных условиях практически все компании ведут закупочную деятельность в электронном виде. С переходом на такую систему возникли ли сложности у ММП?

- Сейчас через процедуру тендеров проходят практически все закупки компании. Мурманское морское пароходство, участвуя в торгово-закупочной деятельности, использует все возможности, которые предлагает рынок. И работа эта достаточно эффективна, о чем можно судить по результатам: за 3-й квартал текущего года экономия средств пароходства от размещения запроса котировок составила порядка 20% от максимально предложенной суммы поставщиками. В своей работе мы по-прежнему руководствуемся основным критерием «цена - качество».

- В 2014 году пароходству исполнится 75 лет. С какими надеждами вы связываете юбилейный год и какие планы строите?

- В компании сложился работоспособный творческий коллектив, которому под силу решение любых задач, поэтому мы уверенно смотрим в будущее, несмотря на то, что 2014 год может быть даже сложнее предыдущих лет спада в судоходстве. Мы будем продолжать участвовать во всех тендерах по перевозке различных грузов в Арктике и замерзающих морях. С несколькими грузовладельцами мы надеемся завершить переговоры по подписанию долгосрочных контрактов на перевозку их грузов, что позволит ОАО «ММП» продолжить работу по замене стареющего флота на современный и энергоэффективный флот. Кроме традиционного направления деятельности компании мы ищем также альтернативные виды бизнеса, и 2014 год должен принести нам дополнительные контракты, где будут использованы береговые объекты ОАО «ММП».

 

Беседовала Ирина ЮСУПОВА

  «Арктическая звезда», вып. 11, 29 ноября 2013 года