3.2.jpg

Безопасность на море превыше всего

Учебно-тренажерный центр (УТЦ) по подготовке и переподготовке кадров Мурманского морского пароходства с декабря приступил к обучению по программе подготовки моряков по охране судна. Всего за несколько недель порядка ста моряков торгового и рыбопромыслового флотов прошли обучение в центре.

Морская профессия сопряжена с большим числом рисков. В последние десятилетия к ним добавились угрозы террористического акта со стороны экстремистских организаций и пиратского нападения на судно. Самыми опасными участками для судоходства остаются воды Индонезии, Нигерии и Сомали. Суда, находящиеся в эксплуатации ОАО «ММП», работают в данных районах. Так, у берегов Сомали в апреле 2005 года нападению пиратов подвергся теплоход компании «Тим Бак», а в феврале 2009 года не избежал злой участи танкер «Хатанга». Манильскими поправками 2010 года введены новые требования в отношении подготовки всех членов экипажа к действию по обеспечению охраны судов и экипажей при плавании в районе действия пиратов. Эти поправки вступили в силу в 2012 году. И до 1 января 2014 года все члены экипажа, на которых распространяется действие кодекса ОСПС, должны в обязательном порядке пройти подготовку по охране судна и отвечать требованиям компетентности, предусмотренным новым Правилом VI/6 Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ). Подтверждением является свидетельство о профессиональной пригодности.

СЕРТИФИКАТ ПО ОХРАНЕ СУДНА

- Сегодня обучение по программе охраны судна стало самым востребованным среди моряков, - рассказывает его руководитель Владимир Кочегаров.

 - Данная подготовка - это не только требование новых поправок к ПДМНВ, но и обязательство, вмененное специалистам, имеющим назначенные обязанности по охране судна, Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным приказом Минтранса от 15 марта 2012 г. № 62. Процедура обучения включает в себя лекционные занятия, просмотр и анализ учебного видеоматериала, практическую подготовку с помощью электронных программ. В соответствии с требованиями Конвенции и учебными планами компьютерная подготовка в центре производится по двум направлениям - «Базисная подготовка моряков по вопросам охраны» и «Подготовка моряков, имеющих назначенные обязанности по охране». Курс длится 2 дня, по окончании - компьютерное тестирование и при успешном прохождении выдача сертификата. Поскольку требование по охране судна имеет международный статус, данный документ будет проверяться российскими и иностранными портовыми властями (Port State Control) при оформлении отхода судна.

- Законодательством предусмотрено небольшое послабление в виде переходного периода для внедрения новых поправок к Конвенции ПДМНВ и даже есть альтернатива получению сертификата. Сегодня моряку, чтобы доказать свою компетентность в вопросе охраны, необходимо собрать справки о плавании, что он не менее 6 месяцев за последние 3 года выполнял обязанности по охране судна. Но такой вариант не самый удобный и простой, учитывая существующие бюрократические проволочки, - говорит Кочегаров.

- А с 2017 года, когда манильские поправки к ПДМНВ окончательно утвердятся, наличие сертификата по охране судов должно стать непременным условием выдачи документов о компетентности (дипломов).

ДЛЯ ВСЕХ ФЛОТОВ

Сегодня сертификаты по охране судна выдают многие морские учебные заведения региона. Однако основное преимущество УТЦ Мурманского морского пароходства в том, что здесь можно получить комплексную переподготовку офицерского и рядового состава для обмена диплома моряка в соответствии с функциями, выполняемыми на борту, и типом судна. Это и навигационная подготовка, и тренажерное обучение по личной безопасности на море и живучести судна, и первая медицинская помощь. Все инструкторы обладают квалификацией и опытом по тем уровням подготовки, которые преподают. Большинство мастеров-инструкторов из моряков, кто-то долгое время трудился на рыбопромысловом флоте, кто-то на торговых судах, в частности в самом пароходстве.

По словам Владимира Кочегарова, такой симбиоз рыбопромыслового и торгового судоходства дает хорошие результаты. «Город-то у нас какой, не забывайте! К нам приходит много рыбаков».

СИЛЬНЫЕ КАДРЫ

Капитан-наставник УТЦ Анатолий Иванин - опытный судоводитель, кстати, выходец из рыбной отрасли, трудится в центре 12 лет. До этого ходил в море капитаном, затем работал в инспекции безопасности мореплавания Северного бассейна рыболовного флота, начинал там инспектором и дошел до должности и.о. начальника. Перед приходом в пароходство он был начальником портнадзора рыбного порта. Такой послужной список, безусловно, позволяет говорить о высокой компетенции капитана-наставника. Сегодня Анатолий Павлович отрабатывает с капитанами и штурманами на специальном тренажере - аналоге капитанского мостика разные ситуации: расхождение с судами, маневрирование в условиях плохой видимости, прохождение узких каналов, использование современных методов навигации.

- Проблем с подготовкой нет, - говорит Анатолий Иванин.

- У нас обучаются те, кто море уже «понюхал». Ежегодно подготовку на «капитанском мостике» проходят порядка 200 человек. Особенным спросом среди моряков пользуется программа «Электронная картография», которая включает в себя курс начальной подготовки и переподготовку. В соответствии с требованиями поправок к Конвенции ПДМНВ в 2018 году все суда должны быть оборудованы электронными картографическими системами, и моряки обязаны пройти обучение для работы с оборудованием. Уже сегодня многие компании, в основном работающие под    иностранными флагами, требуют от своих специалистов наличие соответствующих документов. В центре готовят экипажи по расширенной программе для работы на нефтеналивных танкерах.

Основу танкерного класса составляет грузобалластный тренажер, имитирующий танкер водоизмещением 70 тысяч тонн. Здесь размещены пункты управления грузовыми операциями. Алексей Наволоцкий - старший инструктор по подготовке персонала танкеров тренажера по БЖС, работает в компании с 2001 года. Опытный преподаватель долгие годы ходил на танкерах в разных организациях. Стоял у истоков зарождения танкерного флота пароходства и внедрения данного вида подготовки в ММП. Алексей Васильевич одним из первых принял в этом самое непосредственное участие. «Было сложно, но задачу нам поставили, и мы ее выполнили!» Сегодня здесь готовят специалистовтанкеристов для всего Северо-Запада. Есть и начальный курс обучения, и расширенная программа для старшего комсостава. В центре моряков обучают безопасности на море и вопросам живучести судна. Занятия проходят в классах по выживанию на море, пожарной безопасности и даже в бассейне, где расположены всевозможные наглядные пособия и средства, имеющиеся на судах. Здесь действует золотое правило: «Предупредить - значит предотвратить!». Но уж если аварии не избежать, моряков научат, как пользоваться гидрокостюмами, пиротехникой, сигнальными средствами, индивидуальными средствами спасения.

- Мы прежде всего занимаемся людьми и уделяем большое внимание их жизням и профилактике ЧС. И на 90% отрабатываем в центре возможные аварийные ситуации,

- говорит старший мастер производствен- ного обучения Павел Бойничан. К примеру, курс борьбы с пожаром на судах, помимо общих правил и норм поведения при пожаре, включает в себя практические занятия в дымовой и огневой камерах. Кстати, эти занятия посещаемы не только моряками различных флотов, но и сотрудниками пожарной бригады МЧС, которые отрабатывают свою практику и нарабатывают навыки в единственном в регионе дымовом лабиринте.

- Обучающимся в центре создают обстановку, приближенную к реальности, - рассказывает Бойничан.

– Мы показываем, как правильно вести себя в сложной ситуации, как пользоваться спасательными средствами. В центре есть камера по отработке навыков борьбы с поступлением воды. Здесь имитируются пробоины разного вида -днищевая, бортовая, пробоина горловины, а также разрыв водяной, паровой систем.

- Зачастую слышно, что то или иное судно в каких-либо водах получило пробоину. Не все моряки умеют своевременно ее устранить, хотя это важное знание, особенно когда судно эксплуатируется в ледовых условиях плавания в Арктике или Антарктиде. Экипаж в случае ЧС должен справиться с задачей в считанные минуты. В следующем году у центра юбилей, ему исполнится 75 лет - как пароходству. Не многие знают, что он был создан спустя пару месяцев после основания компании на основании приказа, подписанного первым руководителем пароходства Фортученко.

Немало воды утекло с тех пор, центр не раз менял место своей прописки, уходили и приходили инструкторы-мастера, открывались новые современные направления, но надо отдать должное, как и в прежние времена, неизменным осталось одно - УТЦ без работы не простаивает. Учения проходят ежедневно, дефицита в учащихся не бывает. И по-прежнему здесь уверены, что за выпускников волноваться не стоит – наши кадры не подведут!

 

Ирина ЮСУПОВА.

  «Арктическая звезда», вып. 11, 29 ноября 2013 года