3.1.jpg

Из истории ММП

Ве­ка­ми рус­ские лю­ди стре­ми­лись к Се­ве­ру с его не­обоз­ри­мы­ми про­сто­рами и неизве­дан­ны­ми бо­гат­ства­ми. Мно­гие сто­ле­тия един­ствен­ным ви­дом транс­пор­та на по­бе­режье Мур­ма­на был мор­ской. С пре­вра­ще­ни­ем Коль­ско­го по­лу­остро­ва в круп­ный про­мыш­лен­ный рай­он воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в со­зда­нии транс­порт­ного фло­та, при­пи­сан­но­го к Мур­ман­ску.

В 1939 го­ду бы­ло ос­но­ва­но Мур­ман­ское го­су­дар­ствен­ное мор­ское су­хо­груз­ное и пас­са­жир­ское па­ро­ход­ство (c 1967 го­да «Мур­ман­ское мор­ское па­ро­ход­ство») как спе­ци­али­зи­ро­ван­ное на арк­ти­чес­ких пе­ре­воз­ках пред­при­ятие. Его ос­но­ву со­ста­ви­ли су­хо­груз­ные и гру­зо­пас­са­жир­ские па­ро­хо­ды, пе­ре­дан­ные из Се­вер­но­го и Бал­тий­ско­го мор­ских па­ро­ходств. В 1940 го­ду флот Мур­ман­ского мор­ско­го па­ро­ход­ства на­счи­ты­вал 37 суд­ов об­щей гру­зо­подъем­ностью 112.2 ты­ся­чи тонн.

Мур­ман­ское па­ро­ход­ство впи­са­ло нема­ло яр­ких стра­ниц в ис­то­рию Со­вет­ско­го и Рос­сий­ского су­до­ход­ства. Су­да ММП при­ни­ма­ли ак­тив­ное учас­тие в рей­сах со­юз­ни­чес­ких кон­во­ев в го­ды вто­рой ми­ро­вой вой­ны.

Нема­ло бы­ло сде­ла­но и в по­сле­воен­ные го­ды, ког­да на сме­ну па­ро­во­му фло­ту при­шли ди­зель-элек­три­чес­кие, а за­тем и атом­ные су­да.

Ко­рен­но­му обнов­ле­нию фло­та го­су­дар­ство уде­ля­ло при­ори­тет­ное вни­ма­ние во все го­ды су­щест­во­ва­ния па­ро­ход­ства как го­су­дар­ствен­но­го пред­при­ятия.

Бы­ло по­стро­ено нес­коль­ко се­рий транс­порт­ных су­дов уси­лен­но­го ле­до­во­го клас­са, мощ­ные ди­зель-элек­три­чес­кие ле­до­ко­лы не­сколь­ких ти­пов и атом­ные ле­до­ко­лы трех по­ко­ле­ний, а так­же атом­ный лих­те­ро­воз-кон­тей­не­ро­воз «Сев­мор­путь», что по­зво­ли­ло по­днять на но­вый ка­чест­вен­ный уро­вень ор­га­ни­за­цию всех транс­порт­ных опе­ра­ций в Арк­ти­ке и обес­пе­чить ста­биль­ность и на­деж­ность транс­порт­ных гру­зо­пе­ре­во­зок в су­ро­вых ус­ло­виях Край­не­го Се­ве­ра.

Сре­ди на­ибо­лее зна­чи­тель­ных со­бы­тий со­вре­мен­но­го пе­ри­ода ос­во­ения Арк­ти­ки сле­дует наз­вать пер­вое за всю ис­то­рию ци­ви­ли­за­ции до­сти­же­ние атом­ным ле­до­ко­лом "Арктика" в ак­тив­ном над­вод­ном пла­ва­нии гео­гра­фи­чес­кой точ­ки Се­вер­ного по­лю­са в 1977 го­ду, ор­га­ни­за­цию круглогодичной навигации в Западном районе рос­сий­ской Арк­тики, на­чи­ная с 1978 го­да, бес­при­мер­ные по слож­нос­ти спа­са­тель­ные опе­ра­ции транс­порт­но­го фло­та в Вос­точ­ном рай­оне Арк­ти­ки в 1983 и 1994 го­дах, ре­гу­ляр­ные, на­чи­ная с 1990 го­да, круиз­ные рей­сы атомо­хо­дов на Се­вер­ный по­люс с инос­тран­ны­ми ту­рис­та­ми на бор­ту.

С 1993 го­да Мур­ман­ское мор­ское па­ро­ход­ство пре­обра­зо­ва­но в ак­ци­онер­ное об­щест­во от­кры­то­го ти­па.

Се­год­ня ОАО «Мур­ман­ское мор­ское па­ро­ход­ство» - вы­со­ко­инте­гри­ро­ван­ная кор­по­ра­тив­ная струк­ту­ра, обес­пе­чи­ва­ющая ос­нов­ную до­лю гру­зо­пе­ре­во­зок под рос­сий­ским фла­гом и и вклю­ча­ющая в се­бя флот двух рос­сий­ских су­до­ход­ных ком­па­ний: ОАО «Мур­ман­ское мор­ское па­ро­ход­ство»ОАО «Се­вер­ное мор­ское па­ро­ход­ство». Па­ро­ход­ство за­ни­ма­ет ли­ди­рую­щие по­зи­ции в арк­ти­чес­ких мор­ских пе­ре­воз­ках, ос­ва­ива­ет но­вые на­прав­ле­ния дея­тель­ности, свя­зан­ные с пе­ре­вал­кой и транс­порти­ров­кой неф­ти, про­ве­де­ни­ем гео­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот, строи­тель­ством гидро­ком­плек­сов.